Мечты сбываются или Израиль (2010)

Практика показала что практически любой христианин мечтает благоговейно ступить на землю государства Израиль. Некоторые так просто спят и видят. Я правда не видела. А потом произошло кое-что (как-нибудь расскажу) и сразу засвербило. Раньше мне и дела то не было до евреев, а тут как-то они стали весьма и весьма небезразличны. И захотелось посмотреть - а что собственно там сейчас происходит? Мне казалось что жить в Израиле - это всё равно что жить в Эрмитаже. Что не место - то глава из Библии. И как оно там живется, а?

Будучи человеком основательным, я засела за маркетинг паломнических поездок. Вариантов было не так уж много кстати, а устраивающий меня так и вообще всего один. К развалинам и памятникам я равнодушна, мне хотелось посмотреть как люди живут... Не просто проскочить галопам по историческим местам, а прочувствовать эту страну. И набрела я вскорости на фонд Эвен Эзер, который помогает евреям возвращаться на историческую родину, и проводит для всех желающих знакомство с Израилем и его народом. Ай какая ж я умничка что с ними поехала! Какое же это было для меня благословение! Вобщем я получила то что хотела. И более того.

Летели мы израильским самолетом и я сразу же поняла что на безопасности у них крен конкретный. Путь к стойке регистрации был неблизок. Как лицо подозрительное (это я то! да у меня самое простодушное лицо из всех мной виденных!) я была допрошена с пристрастием и у меня отобрали чемодан и рюкзачок для дальнейшего шмона. А шмонают там конкретно. Я потом даже содержимое чемодана не признала за своё - так всё перевернули. Радовало что нас таких - подозрительных - было полсамолета. Сверхподозрительных (да-да! это опять я!) загнали в обезьянник для более тщательного осмотра. Дольше всех досматривали дородного православного священника. Тот сносил всё кротко и покладисто. Я примирилась с неизбежным и развалилась на стульчике потягивая сок. Этот мой сок не давал покоя охране, они несколько раз подкатывали ко мне чтобы его отобрать. А вот фигушки. Уплочено!

Наконец все успокоились, ни у кого ничего не нашли и мы таки летим. Шаббат однако. А шаббат для еврея - это святое. Поэтому получили мы в качестве обеда бутерброды с кофе. Бутерброд был большой и вкусный, напоминал шаурму. А кофе был настоящий. Я запах свежесваренного кофе сразу учуяла. Шикарный был кофе. В целях безопасности нашу группу разбросали по всему самолету. Как впрочем и всех остальных. Народ это не устроило. Негоже православному паломнику сидеть рядом со всякими там. В результате мы быстренько свели на нет все усилия ихней хваленой безопасности. Православные летели постно. Они горестно крутили бутерброды и со скорбными лицами прятали их в сумки.

Паспортный контроль прошли на удивление быстро и вот мы уже на ней - земле обетованной. Оперативно погрузились в автобус и убыли к месту дислокации. Я заняла место у окна и любовалась ласкающими глаз несуразностями: монах-бенедектинец в сандалиях и огромным туристическим рюкзаком за плечами, кучка народа в парандже под чутким руководством араба... Экзотика однако.

А жили мы в кибуце. Вот это круть. Домик с джакузи на двоих. Помимо этой самой экзотической джакузи была душевая кабинка, кухонный уголок с плитой, чайником и холодильником. На столике стояла банка со свежемолотым кофе, в холодильнике - пакетики молока. Вот это сервис!

Кофе я пила утром на верандочке, наслаждаясь новым днем. Рядом со мной устраивался кот, которому я наливала молочко в пепельницу. Наш домик стоял на берегу реки, в которой резво плескалась рыба. Рядом лежали удочки с наживкой и наготове стоял мангал с мешком угля. Многие мечтали половить рыбу и покататься на лошадках, но плотный график поездок оставил эти мечты нереализованными.

Завтраки были отличные. Традиционно для Израиля преобладала молочная продукция с небольшой примесью рыбопродуктов. Всё было свежее и вкусное.

Сказка началась. Это было настолько невероятно и неожиданно, что каждый день был встречаем мной с огромной радостью.

На следующий день мы убыли на море Галилейское (оно же озеро Генисаретское, оно же Тивериадское, оно же Кинерет). День назывался "христианская ностальгия". И точно. Мне вот одного дня вполне хватило чтобы поставить галочку на этой теме.

Рыба Петра оказалась родичем тилапии. Приготовлена была отменно. Сразу же состоялось знакомство с хумусом - мням-мням. Пока рыба готовилась к встрече с нами, решили искупаться в озере. Купальный сезон был закрыт и пока мы нежились в теплой водичке на нас пялилась куча народа, щелкая фотоаппаратами. Гид пошутила что завтра в газетах будет статья про русских моржей:)

На полпути к нашему кораблику нам попалась встречная группа японских христиан. Они улыбались и плакали. Я улыбнулась в ответ и смахнула невесть откуда набежавшую слезу. Что-то отозвалось в сердце.

Вернулись впечатленные и уставшие. Я забралась на второй этаж и моментально уснула. Какое же это счастье когда нет интернета!

Следующие дни были полны ярких и острых впечатлений. Граница с Сирией и Ливаном. Кибуц Малькия. Не буду повторяться, всё уже сказано вот здесь. Пограничники рассказывали что на прошлой неделе боевики подстрелили их товарища. Мы стояли почти на самой границе и и сами были прекрасной мишенью. На границах опасность и напряженность ощущаются особенно сильно. Кибуц специализируется на выращивании яблок и киви. Как раз шёл сбор яблок - грени смит. Когда кибуцник взял яблоки и подняв их вверх произнес древнюю как эта земля молитву, я поняла что ничего не изменилось на этой земле. Меняется лишь мир вокруг.

На голанских высотах когда мы пели какой то псалом, в наш кружок вбежал юноша, он приехал в Израиль еще ребенком из Белоруссии. Наши песни отозвались в нем и он стал танцевать перед  Богом и это был самый удивительный танец который я видела. Мы потом долго молчали. Он без слов выразил всё что мы пытались сказать псалмами. Спускаюсь вниз к автобусу нам встретились девченки с автоматами. Заслышав русскую речь, кто-то спросил откуда они. Ответ прозвучал гордо и независимо "мы из Израиля!"

Город каббалистов Цфат. Воспоминания острые как вспышки. Потрясающе вкусный свежевыжатый гранатовый сок. Пацан в ортодоксальном прикиде несется с горки на ржавом велике, длинные волосы развиваются как шлейф, он радостно чему-то улыбается и грызет мороженое. Знаменитая ашкеназкая синагога, в которую попал снаряд как раз в том момент когда все склонились в молитве и поэтому никто не пострадал.

Кацрин... Первый раз пробовала свеженькое оливковое масло. На чей-то наивный вопрос "а это масло какого отжима?" получили достойный ответ "тут вам не Европа, у нас только один отжим". Я и сейчас люблю купить мягкую тандырную лепешку и макать её в блюдечко с оливковым маслом. Вкусно.

Сплав на каяках по Иордану. Наша лодочка моими стараниями плыла медленней всех и так получилось что мы остались одни. Ляпота! Я была назначена мной командиром лодки и велела грести против течения. Ну чтоб продлить удовольствие. Впереди обещанный порог. Спросили у знающих - сказали что как Ниагарский водопад. Вот и крики коллег слышны.  Наша лодка сиганула втихую. Народ сидел с каменными лицами, потому как команды кричать я не давала. Мы такие одни были. Нас потом спрашивали озабоченно всё ли с нами нормально. Первый в моей жизни настоящий гамбургер. Есть что пожевать, не то что в Маке.

Хамат-Гадер. Горячие источники. Расслабон. Чтобы не уснуть решила сходить в соседний аттракцион - десятиметровые горки. Это я конечно сглупила конкретно. Уже на полпути вспомнила что боюсь высоты. К сожалению там была однорядка да еще с односторонним движением, так что вниз было не пробраться. Я летела в темной трубе в неизвестность и в попытке хоть что-то изменить разбила локоть. Но своего таки добилась. Вместо того чтобы красиво доехать до финиша, я свалилась головой вниз в лягушатник под радостное улюлюканье зрителей.

Посетили кенкурув. Прикольные такие. Особенно вожак. Он многих туристов повидал и лежал совершенно с невозмутимым видом. Не то что мы. Детский сад на выгуле.

При входе в попугайник всем выдали палочки с грушами. Народ на автомате отправил их в рот, да захлопнуть не успели - возмущенной крик экскурсовода парализовал челюсти: "это не вам! это попугаям!"

Купание в минеральной реке. Красиво... приятно.. удивительно... Мррр... Мррр...

После таких роскошных аттракционов двинулись на юг. По пути обогнали навьюченного мужиком ослика. Никаких велосипедов и мотоциклов! Уважаю.

Миновав туристический аттракцион под названием Ярденит, приехали к альтернативному месту крещения, которое открыто раз в году для православных. Но нас по блату пропустили и так - не дожидаясь наступления крещенских морозов. И таки нашелся один некрещеный! Глядя на ленивый мутный поток я порадовалась что меня крестили в бассейнике.

Массада... Кумран... и вот и оно долгожданное - Мёртвое море. Ощущения незабываемые. И непередаваемые. Шкурка благодарно занежилась. Когда подвезли бочонки с грязью так и вообще затащилась. Время замедлило свой бег, а потом так и вообще остановилось. Благодать.

Добредя до Эйн-Бокека подивилась обилию кремиком. Всё еще под впечатлением от моря - брала его десятками. Впервые увидела 3D-закладку с изображением солнечной системы. Улётная закладка. Правда и цена приличная. Купила. Что интересно в Москве совсем не такие! Ну совсем!!!

И вот наконец вышли на финишную прямую - Иерусалим. Вышли мы хорошо - в пятницу. И я впервые увидела что такое шаббат для евреев. Это праздник. И было удивительно стать частью этого праздника. Все эти дни мы разучивали «Давид – Мелех Исраэль! (Давид – царь Израиля)». Гид была полна энтузиазма. По напору и темпераменту она напоминала Ленина на броневике когда расправив плечи провозглашала "мы поднимем площадь!" Подняли. Как мы это сделали написано здесь. Там кстати на одном из фото и я есть. Да-с. Песнь про Давида запомнилась основательно. Через день мы посетили Кнессет и нам там долго рассказывали про историю создания государства Израиль, потом спохватились и спросили знаем ли мы кто такой Давид. Что-то у меня в голове щелкнуло и я покорно запела «Давид мелех Исраэль хай хай ве-каям». Гид оторопело замолчала, коллеги посмотрели на меня с сочувствием.

Стена Плача (она же Западная Стена, она же А-Котель) была непохожа на то что я себе напредставляла. Совсем непохожа. Она была равнодушной и неживой. И все молитвы разбивались об неё и брызгами разлетались вокруг. Я не почувствовала благоговейного трепета, мешала молитвенная напряженность вокруг, как-будто шла какая-то незримая битва. Но когда я решилась в ней поучаствовать то ощутила в полной мере что же тут происходит. И это то что я никогда не забуду.

Гостиница King Solomon **** очень понравилась. Глобус Иерусалима в холле поразил моё воображение. Обожаю такие вещи. Прикупила парочку подсвечников примерно такого вида в подарок.

Кружка с двумя ручками - классная штукенция. И на цепочке чтоб русские на сувениры не разобрали.

Шаббатный ужин был роскошный. Народ тыкал пальцем в лоточки и повар начинал мычать, кукарекать или крякать. Мне понравилось как он крякает и машет крыльями и я взяла утку.

К концу ужина принесли ведро мороженого. Огромное. В ведре был клубничный замок, который стоял на фисташковой траве, которая росла на шоколадной земле. Помучавшись час мы всем коллективов не смогли и треть осилить.

После ужина я расположилась на маленьком балкончике и задумчиво смотрела на огни Старого Города. Что день грядущий мне готовит...

А день был напряженный. Мой нетренированый мозг оказался неподготовленным к такому обилию информации. Церковь Всех Наций, Гефсиманский сад, Виа Долороса, Вифезда, подземная тюрьма, Голгофа... Евангелие оживало и обрастало подробностями.

Гид сыпала фактами и легендами как рог изобилия. Проходили через Львиные ворота и она обратила наше внимание на барельефы с изображением львов. Нашелся в группе знаток, который присмотревшись заявил что там изображены не львы, а барсы. "И что? Нам теперь называть их Барсиковыми воротами?!" - раздраженно парировала гид.

Храмовая гора была пожалуй единственным местом, которое хотелось покинуть и как можно скорее. Больше я туда ни ногой.

Вообще Иерусалим настолько разношерстный город, что его невозможно ни понять ни узнать за три дня что мы там были. В нём надо жить.

Ортадоксы каждый раз вызывали изумление. Они были такие непривычные. И всё время куда-то спешили. Арабы были шумны и раздражали. Я ушла в армянский квартал и бродила по древнему городу удивляясь его домам и его жителям.

Застали празднование Бар-Мицвы. Мальчишки были все такие разные... Ортадоксальный мальчик был невозмутим и надменен, некоторые смущались внимания, а некоторые были просто счастливы - как вот этот йеменский еврей. "Мазл Тов" - кричали мы и в ответ в воздух взметался фейерверк конфет.

Кнессет... Яд Вашем... Хеврон...

А еще я посадила хлебное дерево. Два!

Мои глобусы-подсвечники вызывали зависть у нашей группы и не остались незамеченными пограничниками. На таможенном контроле меня тормознули и сложив ладошки шариком спросили что это? Я попыталась было ответить что это "thing that make light", но вовремя спохватилась что это точное описание бомбы. Видя мои мучения пограничник изобразил жестом спичку которую зажигают и подносят к предмету в результате чего появляется язычок пламени. "Йесс" - выдохнула я облегченно.

Ну вот и всё... И главное так быстро... Эта поездка напоминала качели. Настолько один день был непохож на другой. Я увидела Израиль разноликий и непонятный, я видела людей которые любят свою страну и готовы бороться за неё. А главное - я увидела лишь маленький кусочек и обязательно вернусь сюда. Мне стал понятен прощальный пасхальный девиз "На следующий год - в Иерусалиме". Пусть не на следующий, но я вернусь.