Израиль пешеходно-заповедный (2018)

Пролог поездки выдался напряженным. Подруга попросила привезти ребенку куклу, Аэрофлот изменил правила провоза ручной клади, погранконтроль Израиля стал несговорчивым, в Сирии становилось все горячей и горячей, в Израиле подлянка – по пятницам и субботам поезда игнорируют Бен-Гурион.

Кукла вроде небольшая, но коробка от куклы не влезает в мои чемоданы. Пришлось покупать новый чемодан. Отдельная благодарность фирме НР за замечательные коробки и дутики от картриджей. Для перевозки кремиков – самое то.

Ручная кладь потрепала нервы нехило. Аэрофлот заменил слова «сумма трех измерений не более 115см» на «50*40*25». Мой чемодан перестал соответствовать. Но покупать еще и второй чемодан – это уже слишком. Форумы были полны возмущенных воплей. Народ ездил в Шарика заблаговременно и проверял свои чемоданы в аэрофлотовской рамке. Наконец через две недели вопли были услышаны и аэрофлот сделал 55*40*25. Уже лучше. Не прохожу всего на 1см. Есть шанс.

Внимательно вчитавшись в правила обнаружила что еще можно рюкзачок на 80см провезти. У меня вообще-то шесть рюкзаков уже есть, но пришлось покупать седьмой.

Для погранконтроля друзья прислали бумажку, чего никогда не делали ранее. И обещали встретить, пожертвовав законным предшаббатним отдыхом. Страховку удалось таки оформить местную клалитовскую.

Единственный нерешенный вопрос – Сирия. Да еще в новостях Израиля промелькнуло что какие-то орлы додумались пропитывать куклы наркотиками и теперь таможня потрошит подозрительных чемоданов. А у меня там контрабанда – утка. Не нарушения закона ради, а в качестве хладоэлемента. В евроспаре за 350р за 2кг давали – как тут было друзей не порадовать.

Наконец настал день отлета, два чемодана 23+10кг вынудили взять такси. На сдаче багажа было пусто. Первый чемодан прошел на ура. Второй вызвал вопрос – не второй ли это багаж? Рюкзачок был воспринят благосклонно. Пока ждала посадки, присоседилась к группе евреев, которые пели песни под гитару. На иврите, английском и калинку-малинку. К счастью рамок не было и я благополучно прошла в самолет. Аллилуйа!

Смотреть на землю было неинтересно, зима и огонечки, а потом плотная облачность и вообще ничего не видеть ни внизу ни на верху. Заказала в качестве ужина русское меню. Фигня. Не советую. Стандарт выглядел вкуснее. Стюарды не отслеживали пассажиров.

- Теа, кофе, ввота?

- Дайте ввоту пожалуйста.

На удивление все прошло быстро и оперативно. Погранконтроль помучался с моим английским и расцвел при виде приглашения. Таможня на меня покосилась, с двумя чемоданами я шла кривым зигзагом, но скорей с сочувствием чем с подозрением. Встретили и довезли до места жительства без приключений. Ну шалом тебе, Израиль!

Пустыня Негев. Авторская экскурсия.

На следующий день я отправилась на эксклюзив – авторская экскурсия с Натальей Сорокиной в пустыню Негев. Пришлось гостеприимному хозяину отвозить меня к 5-30 на точку сбора. Жертвенный человек. Песах же на дворе. Святое. Но больше у меня не было шансов попасть на этот эксклюзив.

В отличии от Метроклаба слёт автобусов был у Мини-Израиля, а не в Тель-Авиве. Гораздо более приятное место с кофем и туалетом. Автобусы у Атлантиса старенькие, не чета Метроклабовским. Народу набралось немеренно и мне досталось место в последнем ряду. Правда у окошка.

Первым делом поехали на завтрак на ферму Филиппа что неподалеку от Беер-Шевы, точнее в маленькое придорожное кафе. где я таки смогла отведать лабэне - лаваш с кисловатым козьим творогом и специями. Вкусно, но у друзов повкуснее будут. Кофе, дегустационные порции оливок. Мррр… Мррр… Местечко по-деревенски колоритное - обожаю такие места. Все просто, никаких тебе белых крахмальных скатертей и набора приборов как у хирурга на операции.

Про пустыню Негев и взаимоотношения с бедуинами рассказ был очень интересный, включая в себя исторический аспект, первые шаги по освоению территорий и обзор текущего состояния дел. Первый раз видела жижобу в промышленных масштабах.

Вторая остановка – косметическая фабрика в бедуинской деревушке. Застряли надолго к всеобщему неудовольствию. Понятно что речь идет о внутренней политики государства, но последствия этой задержки были просто катастрофические. Насколько мне понравилась друзская косметика АУА, настолько не понравилась бедуинская. Сложный аромат травок, сена, верблюдов и мужских носков, щекочущий нос.

Наконец любуясь пустыней, доехали до национального парка Эйн Авдат. Идем вверх по руслу ручья Цин к водопаду. Пещеры, скалы фантастической внешности, хищные птицы парят в густом синем небе. Сам ручей уже на последнем издыхании, вода теплая и местами попахивающая болотом. Народу немеренно, многие с детками. Детки скандалят и пытаются залезть в воду или хотя бы кинуть что-нибудь. Наверх к водопаду идут выбитые в скале ступеньки и вбитые в неё же скобы. Мы не успеваем пройти этот участок и, поторапливаемые экскурсоводом, проходим дальше - к плотине и самому водопадику. Водопадик измождено стекает по скале без каких-либо спецэффектов, узкое ущелье дает приятную тень и поэтому полно народа. Присоединяюсь. Радуюсь своей спецодежде, впервые купила штаны и рубашку из полиамида. До этого наивно верила что только натуральные материалы хороши в жару. Но посидев на форумах решила поэкспериментировать. Прощай, хлопок! Реально удобно и не так жарко. Вдовесок прикупила кепку-бедуинку – и впервые израильское солнце не сделало из меня Свету-гриль. От всей своей туристической души рекомендую всем и каждому специальную трекинговую одежду для жары.

Полюбовались вдоволь на водопадик и неспешно двинулись обратно. Начали пожинать перебор времени в бедуинском шатре, обед сократили до перекуса. По пути к кратеру – или как его звала экскурсовод махтеш - Рамон послушали про город Авдат и набатеев, про кибуц Сде-Бокер и Бен-Гуриона, посмотрели на газелек. Наконец достигли поселения Мицпе Рамон. В попытке проехать на смотровую площадку самого дорогого отеля Израиля – Beresheet – были остановлены запрещающими знаками и начали наматывать круги по поселению, пока наконец не подобрались с тылу к смотровой площадке. Кратер конечно поражает своими масштабами, его размер около 40*9 км. Дымка, висевшая в воздухе, не позволила в полной мере оценить красоту и величие этого нерукотворного сооружения. Внизу, несмотря на яркий солнечный свет, сновали летучие мыши и я увлеченно за ними наблюдала, вполуха слушая экскурсовода. Посмотрели – и в путь.

В результате опоздали на точку сбора почти на час, вызвав праведный гнев коллег. Кстати автобус, который забирал и вёз меня назад в Хайфу, был из иерусалимской экскурсии. По пути экскурсовод рассказывал о Пасхальных событиях, а я размышляла о таком странном парадоксе, когда в день сегодняшний в Храме Гроба Господня католики радостно провозглашали «Христос воскрес!», а православные в ответ постно махали вербочками – у них пасхальная радость только в следующее воскресенье. Экскурсовод поставил Гребенщикова, убив напрочь священный трепет неофитов. Тетушки вокруг накуксились. Гы.

Герцлия. Парк Апполония (Арсуф).

Накануне, проезжая через Герцлию, я решила что неплохо б было туда заглянуть – понравился порт, благо что ехать недалеко и неутомительно. И вот я уже топаю по этому приятному городку, любуясь цветами и деревьями. Порт, как мне показался, чуть больше чем в Акко. Потом в Интернете прочитала что он является крупнейшей морской пристанью на Ближнем Востоке. Однако.

Парк Апполония – конечная цель моей поездки – расположен на севере города, пешочком примерно 6-7км. К порту примыкает городской пляж – с него и начала своё прибрежное шествие. Пляж шикарен и красив, с мелким светлым песком, пустой в связи с неоткрытым купальным сезоном. Вдоль пляжа змейкой идет дорожка, которая впрочем быстро заканчивается. Приходится на лифте взмыть вверх, на отельную улицу и продолжить путь уже по ней. Минут через сорок добралась до Апполонии, обогнула какую-то небольшую будочку и принялась искать кассу. Не нашла. Хм. Странно. Только через десять минут до меня вдруг дошло, что эта будочка, которую я ошибочно приняла за парковочную кассу и была тем самым местом. Получилось что я проникла в парк безбилетником. Стыдобища то какая… Возвращаться не хотелось и я решила оплатить свой визит на выходе.

Из-за пасхальной недели в парке было полно родителей с детками. Не имея плана в руках я пошла в противоход, вызывая поминутно негодование на встречке. Сам парк довольно большой, на час как минимум. Я не любитель развалин, поэтому не шибко задерживаясь у руин, добралась до крепости. С трудом нашла местечко в тенечке для короткого передыха перед возвращением – детки как тараканы мельтешили вокруг и гомон стоял как при птичьих разборках. Долго я не выдержала и отправилась в обратный путь. На будочке нашла небольшую табличку сбоку что таки да – это касса. 22 шекеля очистили мою совесть и я с облегчением отправилась домой, воспользовавшись автобусом по причине жары. Городок и парк очень приятные для короткой прогулки на полдня – рекомендую.

Хайфа. Нахаль Сиах.

Желание походить-полазать понукало и не давало покоя и я решила начать с малого: неспешная прогулка по руслу ручья (нахаля) Сиах. Местечко недалеко от моего местожительства. Проба пера так сказать. На дальний поход после сытой и спокойной зимы я пока не решалась. Маршрут если верить коллегам из разряда семейных, описан и обозначен достаточно хорошо. Обманули. Вместо неспешной прогулки я получила экстрим и потянула ногу. Не знаю как там ходят детки и пенсионеры – реально крутой склон и отличная полоса препятствий. Некоторое время справа и слева еще были видны дома и слышны звуки их жизнедеятельности, но вскоре я осталась одна-одинешенька и сразу вокруг всё запело, зажужжало и зашуршало в кустах. Решила начать с зашуршало. Шуршало как ёж, но видно никого не было. Вовремя вспомнила что это микрорайон кабанов и отпрянуло на открытое пространство. Каких только птичек не было вокруг! И махонькие как колибри и жирные сойки и промежуточные варианты… Аккуратненько и осторожненько я поползла вниз. Уф. Добралась до двухэтажной пещеры, до кармелитского монастыря и дорога сразу улучшилась. Пещера закрыта на добротные навесные замки, кармелитский монастырь обнесен колючей проволокой как военная база. Хм.

Дальше дорога разтраивалась. Можно было попасть на городское кладбище – но я решила с этим повременить, подняться по фиг знает скольким ступеням к мечети ахмадистов – думаю подъём на Исакий отдыхает, и наконец неприметная тропка вдоль горы Кармель. Прикинув куда она идет – отправилась по ней. Тропа хорошо размечена, свернуть и потеряться невозможно. Шла по цветущему и благоухающему склону и размышляла о том какой труд проделали коллеги-походники за такой короткий срок, проложив столько троп по всему государству. Но что-то думается мне что честь по прокладке той тропы, по которой я шла, принадлежит кабанам.

Судя по карте MapsMe впереди должна быть развилка и если вовремя свернуть, я выйду к точке, обозначенной End of World. Через час я признала что это название имеет под собой все основания. Проскочила мимо развилки и пришлось разворачиваться. В реалии оказалось, что развилка только на карте, кроме красной тропы, неспешно ползущей куда-то за горизонт, никаких других вариантов не было. Сытая зимняя жизнь давала о себе знать. Не достичь мне финиша на красной тропе – никаких шансов. Вариант вверх я отвергла по той же причине и решила просто скатиться вниз, благо что склон не шибко круг. Вот на этом отрезке пути я и потянула ногу, когда неожиданно поехала по гальке. Взмокнув даже в своей трекинговой одежке, таки выбралась к заброшенному хостелу. Сведение в Интернете сильно устарели, дорога была перегорожена забором с проволокой и табличкой, что это территория кармельских туннелей. Пришлось делать огромный крюк по пересеченной местности и ползти под шлагбаумом на свободу. Вот она – старость.

Нешер. Подвесные мосты.

Для серьезных походов я однако не готова. Решилась необременительно прогуляться на парку Нешер с подвесными мостами. Я учла все ошибки прошлого года и прогулка получилась достаточно легкой. Хотя никак не ожидала что и в таком месте, ориентированном на семейные походы, будут такие крутые спуски. Ох как мне пригодилась трековая палочка, заказанная на Алиэкспрессе. Вещь. Для пересеченной местности – большое вспоможение. В одиночестве прошлась по мостам, спустилась вниз к пещерам по руслу ручья. Я поняла что все тропы по руслам ручьев – это экстрим. Похоже опять пошла в противоход, потому что встречка смотрела на меня как на приведение. Дети разворачивались и бросались под защиту родителей – их пугала моя кепка.

Зикрон-Яков

Все еще под впечатлением Нахаля Сиах, решила съездить в Зикрон-Яков, осилить наконец зеленую тропу в парке Ротшильда. Вышла на раскопках остановки Раман-А-Надив – второй год вокруг копают – и сразу включила навигатора, я уже настроилась на зеленую тропу с пещеркой. Шла гибридными дорогами для машин, потом для велосипедов, потом для коз и наконец вышла к вольеру с дикими птицами, их адаптировали к местным условиям. Нашла указатель зеленой тропы и возрадовалась. Через десять минут оказалось что я шла по совсем другой тропинки, которая закончилась местом для пикника. Пришлось вертаться назад. Три раза я прошла мимо стада коз и поулыбалась ответно их пастуху. С каждым следующим разом его улыбка становилась всё радостей и радостней. Редкий случай когда MapsMe не смог помочь. И тут откуда-то снизу из-за поворота выползли два тяжелодышащих мужика с рюкзаками, у которых при виде меня открылось второе дыхание. Ага! Так вот где эта тропа! Аллилуйа!

Оказалось что зеленая тропа – не легкая прогулка к пещерке, а реальный треш. Это было самый крутой экстрим в моей жизни. Зеленая тропа круто спускалась вниз к какому-то местному нахалю, потом шла по его руслу и так же круто шла вверх.  Метки тропы я теряла множество раз потому что опять шла в противоход и они были просто не видны с моей позиции. Когда я добралась до русла ручья мне поплохело – это была просто полоса препятствий из нагромождения камней. Продвигалась я медленно и неспешно, вокруг доверчиво все летало, жужжало и щебетало. Очень красиво. Бдительный часовой скалистых даманов издал предупредительный свист и долго провожал меня недоверчивым взглядом. Его сородичи мельком глянули на меня ползущую и вернулись к своим делам.

Опять потеряла тропу. Еле нашла. Оказалось пора подниматься. Облегченно вздохнула. Крутые склоны показались просто променадом на фоне нахаля. Моя радость уперлась в тупик – впереди была пещера с пищащими мышами, обнесенная колючей проволокой, окруженная непроходимыми зарослями. Ыыыыыыыы… Через несколько минут безнадеги и депрессии послышались голоса и я радостно встрепенулась. Тропа через заросли была неприметна и неочевидна. Мне опять не повезло с противоходом.

Мимо пещеры, которая была основной целью похода я проскочила совершенно спокойно и безучастно. Нахаль меня вымотал конкретно. Поблуждав немного вышла на финишную прямую, в очередной раз удивив встречку своим появлением. Увидев финиш я впервые порадовалась что шла против часовой стрелки – это был отвесный подъем на трехметровую высоту. Подниматься проще чем спускаться, с третьей попытки я вскарабкалась таки на скалу. Обернулась и оценивающе посмотрела вниз – никаких шансов спуститься вниз у меня не было. И даже не догадываюсь как с этим справились все остальные, разве что у них было спецснаряжение. Не мудрено что в прошлом году я промахнулась мимо зеленой тропы.

Нечасто мне доводилось испытывать такую радость – выбралась!

Ну а дальше классика: парк Рамат-А-Надив, тропка с коровами и восторгающимися ими детьми, мороженка в Зикрон-Якове, парк с лилиями и счастье возвращения домой.

Верхняя Галилея. Фестиваль "Рыцари и Мастера".

Чтобы не путаться у гостеприимных хозяев под ногами – записалась на экскурсию местничкового туристического агентства, которая называлась «Рыцари и Мастера». Рыцарский ежегодный фестиваль на этот раз проходил на территории парка Горен. Доехали быстренько, полюбовались на крепость Монфор и вперед. На входе всем поставили печать на руку и выдали стартовый капитал – монетку.

Очень много мастер-классов, под руководством в основном русскоязычных: учили деток прясть, делать циновки, играть в нарды и шахматы, мастерить кольчугу… Мне понравился рыцарский турнир. Ринг по типу боксерского с боксерскими же правилами. Доспехи, меч, щит. Я застала поединок Россия против Украины. Пацаны быстро сообразили что легкий тупой меч фигня, а вот тяжелый и массивный щит – вот это настоящее оружие. Наш победил нокаутом, ударом щита повергнув противника на песок, который был не засчитан и я потеряла интерес.

Много всяких безделушек, мороженка, холодное оружие любой длины и веса, интересные рассказы продавцов... Средневековые танцы под лютню и прочие музыкальные инструменты… Брутальные кузнецы в кожаных фартуках… Вобщем – фестиваль. Я разглядела точку раздачи еды и резко оживилась. За обед из паргийота, картошки и салата просили четыре монетки. Развернулась и бросилась в обменник – 5 шекелей за монетку. Мням-мням. Чавк-чавк. Вкусно. Кошерно.

Решила перед отъездом из парка полюбоваться Монфором и сильно удивилась увидев на выходе огроменную очередь из желающих попасть на фестиваль. Однако.

Следующие два часа мы пытались выехать из парка. Обилие посетителей привело к установке авто по обеим сторонам обочины, и наш жирный автобус никак не мог протиснуться. Мы встали намертво перегородив выезд из парка, как пробка в бутылке. Потом была полиция, штрафы нарушителям, попытки найти владельцев автомобилей. Нам еще повезло что все они приехали на фестиваль, а не ушли на маршрут. Пару машин спихнули в кювет. Водитель автобуса показал чудеса высшего пилотажа. Браво!

Выбрались наконец из парка Горен и полетели в соседний – парк Адамит. Местная достопримечательность – Арочная пещера (Меарат-а-Кешет) конечно красава. Оная пещера больше похожа на мост. Достаточно широкий чтобы безбоязненно по нему пройтись. Виды во все стороны изумительные. Получили большое удовольствие. К тому же два часа задержки привели к тому что прогулка по парку была уже на спаде дневной жары.

Заехали на винодельню кибуца Гаатон, его еще называют деревня балета. Да... Удивительная страна Израиль и история её жителей тоже удивительная. В отличии от кубуца Амиад, где я была пару раз на дегустации ликеров, здесь были выставлены бутылки с винами и ликерами и стопка стаканчиков – дегустируй в свое удовольствие. Чем незаметно воспользовались дети. После тяжелого дня их мигом развезло и обратная дорога прошла неспокойно. Амиадовские ликеры конечно круче, но из идейных соображений я прикупила вино из личи и гранатовое. Лехаим!

Экскурсия по крайнему северу Израиля

Этот день опять выдался выходным и вот они – знакомые все после вчерашнего дня лица. Экскурсия «По крайнему северу Израиля». Две прикольные бабульки в камуфляже и прочей аммуницией. Наблюдая за ними вспомнилось «на медведя я, друзья, выйду без испуга, если с другом буду я…». Да и вообще было много пенсионеров, некоторые даже со стульчиками. В этом году повезло с гидом, Татьяна профи в своем деле. Очень интересно и легко рассказывала о том, что мелькало за окном.

Нахаль Аюн расположен на границе с Ливаном. Ливанские флаги вдалеке, поселочки, поля, машины… С израильской стороны бронемашины с пулеметами, на которые все набросились для селфи. Пулеметчики резво заскочили в машины и оперативно свалили, вызвав вздох разочарования и даже ропот.

Народу немеренно и всем хочется сделать фото достопримечательности. Нереально. Толкотня, брюзжание. Первый водопадик принес прохладу, но не впечатлил. Второй был красив и принес радость. Много купающихся арабов. Третий толком было и разглядеть потому как смотровая площадка наверху да еще и солнышко стало припекать – полдень. Рассудив что мимо четвертого не пройдем – я решила уйти в отрыв с надеждой найти тень. Тропинка шла по склону отвесной скалы и была хоть и легче сиаховской – но временами нога норовила поехать на легкой гальке. Как же тут бабушки то пойдут которые со стульчиками?

Доскакала до водопада Ха-Танур и плюхнулась в тень. Красив. Вода очень красиво и спокойно нитями вилась по скале, деликатно плюхаясь вниз. Никакого грохота и шума. Так и сидела пока не подтянулась наша группа. Дошли все. Молодцы бабульки, эк я их недооценила то…

Наш водитель дисциплинированно сидел за рулем. А вот соседний открыл багажное отделение, где была устроена лежанка, разкочегарил кальян и принялся подбирать музыку под настроение. Чувствуется что человек любит свою работу:))

Прогулялись по самому северному городу Израиля – Метуле, послушали героическую и трагическую историю его жизни и в обратный путь. Кибуц Фарод с дегустацией оливок. Первый раз попробовала вяленую оливку – вкусно. Очень понравилась с перчиком – но в магазинчике их не было. Народ затаривался оливковым маслом, которое я не могла себе позволить по причине перебора по весу. Так что ограничилась обычной оливкой. Прикольная кстати – с острым носиком и шершавой косточкой. Так же были всякие джемы и варенья. Вобщем зачетно съездили.

Бейт-Шеан (Национальный парк Скитополис)

Бейт-Шеан. Достала палку-от-шакалов-отбивалку. Именно из этого района приходили сообщения о бешеных шакалах. Вдумчиво и неспешно в полном одиночестве прогулялась вдоль ручья Харод, добралась до разрушенного моста и от него уже до Скитополиса. Нигде никаких указателей или предупреждений что это национальный парк и призывов дойти до кассы. Я же, будучи человеком законопослушным, отправилась в обход – к официальному входу. Пожалела потом. В кассе не было ни души. Я и повздыхала и постонала и поорала – тишина. Минут десять ждала когда ж наконец кто-то придет.

Будучи в Скитополисе второй раз – я уже осматривала его вдумчиво, уделяя внимание тому что проскочила в прошлый раз, читая все таблички и пояснения. Застала фотосессию на фоне амфитеатра. Красиво.

На холме было ветрено и спокойно. Долго сидела на обзорке на Иорданию. Мимо проходили китайцы, англичане, немцы… Откровением было что панорамное фото надо делать держа телефон вертикально. И чего я раньше не доперла то! Прикольно получается.

По пальмовой аллее пошла в гордом одиночестве отправилась обратно. Ручей дружелюбно журчал, эвкалипт растертый пальцами благоухал и кружил голову. И никого. Ндравится.

Ципори (Сепфорис)

Национальный парк Ципори я посещала с экскурсией и намеривалась посетить его самостоятельно в эту поездку. Как и большинство парков – напрямую недостижимо, но вполне реально дойти от ближайшего поселения. Доехав на автобусе до Хошаи, стала высматривать туристическую тропу. Как ни странно таковая нашлась сразу – велосипедная в обход поселочка. Красивейшие виды Галилее, стада коров, цветущие поля… С удивлением обнаружила маковое поле. Хм. У нас за пару маков уже норовят статью пришить, а тут – целое поле. Подошла рассмотреть поближе – и сразу появился откуда-то джип с двумя вооруженными мужиками. Мы обменялись подозрительными взглядами и каждый отправился своей дорогой. При первом удобном случае – я свернула с дороги. Стремный джип грозно рыча пронесся за спиной.

Тропа шла в обход поселочка и напоминала минное поле. Конечный продукт жизнедеятельности коровы это отнюдь не молоко. Отнюдь.

Вскоре вышла к развилке. Закрытый воротами въезд в Хошаю, тропа к могиле пророка, продолжение тропинки и дорога вверх – к монастырю и автомобильной стоянки Ципори. Двинулась наверх. На обочине заприметила копошащегося слепыша – откуда он тут взялся… Обалденные виды. Шикарные заросли цветущих кактусов. И закрытые ворота ко входу в парк Ципори. MapsMe уже который раз подвел и нехило так. Монастырь стоял неприступной крепостью, загородившись решеткой и кактусами. Вот это облом. Вместо легкой прогулки предстоял хороший марш-бросок.

Понуро поплелась назад. За забором Хошаи стояла полицейская машина. Очередной обмен подозрительными взглядами и я вернулась на первоначальную тропу. Солнышко уже начинало припекать и я прибавила ходу, не забывая внимательно высматривать дорогу среди говна. Вдобавок к нему стали приставать мухи. Подляк какой. Тропинка шла вдоль склона холма, потом пошла вверх. Решила сделать передышку и полюбоваться видами поселочка в тени дерева. С удивлением увидела двух полицейских резво карабкающихся по склону. Зря это они – там колючая проволока натянута. Только подумала и полицейские сменили вектор движения, что мне сильно не понравилось. Рванула вверх. Пыхтя как паровоз и обливаясь потом протопала мимо отдыхающих рабочих, бросив им:

- Мужики, не выдавайте!

И вот он вход в Сепфорис! Заплетающимся языком попросила билетик и сразу свернула к подземным акведукам – в прошлый раз мы прошли мимо. Уж не знаю куда, за кем и за чем карабкались полицейские, но наши пути больше не пересекались. Уф. Акведуки впечатлили. Римляне конечно умельцы. Выбили туннели в скалах, понаделали водохранилищ и гнали воду из соседнего городка. Не забудьте фонарики.

Обратно возвращаться не хотелось и я пошла по тропинке, обещавшей привести к туристическому центру. Красиво. Приятно. Вобщем всего должно быть в меру. В том числе коров на туристических тропах.

Народу в парке было немного. В основном арабы, которые расположились рядом с туристическим центром, включили музыку погромче и накрыли поляну, детки играли и шумели, так что я без передышки двинусь к руинам. Рассказ экскурсовода оказывается неплохо запомнился. Без этого было б неинтересно. Полюбовалась улицами и конечно ж к мозаике. Надо ж – люди. Точнее трое датишных. По уровню социального развития – ближе к трехлеткам. Они топтались по Садам Нила, щелкая семечки и сплевывая шелуху на мозаику. Заградительные веревочки ими были попросту незамечены. Пришлось ждать когда свалят, чтобы посмотреть на поруганное панно. Через пять минут я их застала выковыривающими глаза у кентавра. Мдамс. В Эрмитаже их бы быстро скрутили, а тут – демократия. В последний раз мы пересеклись у Моны-Лизы-Галилейской и я не уверена что она еще жива, возможно я последняя кто ее видел.

К сожалению башня была закрыта и я отправилась в синагогу. Мозаика конечно впечатляющая. Внимательно прочитала все пояснительные таблички, получше рассмотрела элементы композиций. Есть над чем поразмышлять.

Возвращаться прежним путем через Хошаю не хотелось и я выбрала альтернативный вариант – остановку на 79 шоссе. Автобусы там ходят пореже конечно, зато асфальтовая дорога и вниз. Из парка я выбиралась по той же тропе что шла от аквидуков и MapsMe намекал что вполне можно по ней и из парка выбраться. Расстояние небольшое – решила проверить. Кругом значки туристических троп и выход на шоссе перегороженный небольшим заборчиком. Уф. Выбралась. Идти по шоссе конечно не так приятно как по тропе – зато значительно быстрее. А с учетом того что это обратный путь – я посчитала свою решение вполне целесообразным.

Расписание автобусов я на всякий случай конечно же распечатала. На остановке висел только один указатель – автобус номер 343 компании Эгед до Акко. Но лучше хоть куда лишь бы не стоять на шоссе. Поэтому когда я завидела оный автобус то стала махать руками и подпрыгивать как Робинзон Крузо при виде парохода на горизонте. Автобус недовольно свернул. Водитель выслушал мое пожелание насчет Акко и стал горячо отговаривать, уверяя что до Акко два часа ехать и лучше мне на чем-нибудь другом. Я поднялась на две ступеньки и он стал горестно стенать зачем я полезла в его автобус, могла б жить да жить… Честно говоря не поняла что такого опасного в этом зеленом автобусе. Вобщем водитель взял с меня обещание чтоб без претензий и выдал билетик. Еще одна ступенька и я поняла что попала. В автобусе были одни арабы. Половина брезгливо отвернулась, вторая половина гневно зашипела на мои бриджи с футболкой, третья – откровенно пялилась. До жирафика начало доходить. Плюхнулась подальше от всех и стала натягивать все что было в рюкзачке из одежды. Когда автобус свернул с шоссе в арабскую деревушку стало страшновато – неизвестно что он задумал, восток ж дело тонкое… Короче водитель был прав – два часа по арабским поселкам. Шикарная обзорная экскурсия и всего за 27ш. Я увидела другой Израиль хотя только из окна автобуса. Там где я плелась бы на второй передаче, автобус несся на 60км, при этом водитель громко зевал и разговаривал по телефону. Ближе к Акко мы остались с ним наедине – все вышли. Водитель спросил - ну как я там? Показала два больших пальца. Спасибо что посадил, другого такого шанса посмотреть на арабский Израиль наверное не было б.

Бонусом посмотрела на новый Акко, до которого никогда не добредала. Красиво. Сил уж не осталось к сожалению и я вернулась в Хайфу. Очень насыщенная поездка выдалась. Даже слишком.

Цфат

Цфат. Как много в этом слове. Была там три раза, но не смогла удержаться от четвертого. Автобус компании Натив Экспресс, ходит часто, ехать недолго. Вокзал недалеко от центра города. Только открыла рот чтобы сообщить о своих планах и намерениях, как водитель поставил диагноз - Цфат - и вручил билетик. Красивейшая дорога по Галилее, ортодоксы и ультраортодоксы, которых в таком разнообразии можно встретить еще только в Иерусалиме.

Побродила по центру, походила по синагогам, таким непохожим друг на дружку. Попила сок гранатовый, покушала шаурму, забралась на холм. Сверху спускалась семья ортодоксов с кучей детишек, распевая псалмы. Застала совершенно апокаптическое зрелище – прохождение тучи через город. Я думала будет шторм, дождь с градом, цунами. Не – обошлось.

На автовокзале шел штурм автобуса в Иерусалим. По моим прикидам все влезут, еще и места останутся. Но какой накал страстей! Как-будто это последний пароход из Крыма в 1920 году.

Встала в нужную очередь. Ждем. Пришел автобус. Народ полез с боков.

- Мне только спросить, - услышала я знакомое выражение.

Все пропустили, я тоже.

- До Хайфы? – спросила девушка и получив утвердительный ответ полезла в автобус.

Вобщем не Европа. Народ лез с трех сторон и очередь спокойно это сносила.

Наконец угнездились и поехали. По пути те кто в кипах бегали к водителю просить выключить кондей, те кто в лапсердаках тут же бежали туда же с просьбой включить обратно.

Автобус останавливался у каждого столба и вместо 1.5 часов шел 2.5 часа. Однако. Едва не опоздала на ужин!

Крепость Монфор и её окрестности

Я посчитала себя вполне готовой к длительному походу в ареал Монфора. Доехала до Нагарии, в автобусике дали билет до Маалот-Таршиха за 4.9ш. Однако. Дешевле проезда по городу! Только вышла из автобуса – как прозвучала сирена. День памяти. Хорошо хоть знала что делать, а то нехорошо б получилось. Дорога до туристической тропы идет через промзону городка, но выглядит она вполне прилично – не криминально. Дошла до конца поселочка, заценила стульчик под деревом чтобы наслаждаться горами и закатами. Позавидовала. А дальше пошла красота. Кто неравнодушен к пешему туризму – идите, не пожалеете. Пейзажи очень похожи на мои любимые чешские горы. Дорога идет серпантином и пейзаж кокетливо поворачивается, как невеста перед зеркалом. Изумительно. Дошла до водопадика, там уже купались и брызгались ортодоксы. Некоторые даже в трусах. Пришлось скромно потупив взор пройти мимо даже толком не разглядев водопадика. Водопадика звали Эйн-Зив. Прошла дальше вдоль русла ручья. Рыбы то – немеренно. Ручей протекал через дорогу – прикольно. Рыба старательно перепрыгивала туда где глубже. Постояла, полюбовалась.

Через некоторое время появилась черная тропа – Абирим по MapsMe, которая должна была перейти на зеленую и вывести к пещерке. По мне так в Израиле почти все тропы черные, просто чтоб не путаться их раскрашивают в разные цвета для разнообразия. Я медленно покарабкалась наверх. Небо потемнело, даже где-то громыхнула. А тропа шла по руслу горного ручья. Я стала прикидывать куда деваться если дождь пойдет: слева обрыв, справа крутой склон. Не зря прикидывала. Через две недели в Израиле был шторм и в Негеве погибло десять подростков примерно вот в таком же русле. Но обошлось -  вскоре солнышко опять засияло в вышине. Навстречу со скоростью и грацией газелей прыгая по камням двигалась семья ортодоксов с тремя детьми в полной амуниции. Старшая девочка остановилась и спросила долго ль еще идти до ручья. Прикинув их скорость – сказала что минут пятнадцать. Не поверили.

Коровы. Верный признак что дорога улучшается. Вскоре показалась зеленая тропа. Она шла достаточно полого, но хитрые пятилучевые цветки искололи мне ноги нехило. Вскоре это лицемерие ей надоело и она стала выглядеть как положено черной. Особенно понравился указатель тропы в обрыв. Вдохновляющее. Но что изумляло – на этой тропе было полно коровьих следов! Невероятно! Таки наконец добралась до пещеры. Приличных размеров пещера была вся в коровьих лепешках. Грамотно. Иначе народ полазал бы, да и ночевать остался. Похоже коров здесь приносили в жертву ни один год. Ну а где ж наскальная живопись то?! Покрутилась туда-сюда. Стрелка призывала залезть и посмотреть.  Не… Страшно. Фоточку на память и в обратку.

В обратку было полегче. Переход на синюю тропу, потом на красную. Автомобильная дорога по плато. Ничего интересного. Следующая цель – Эйн-Тамир. Дорога до спуска оказалась излишне длинной. А еще ведь крепость Монфорт по плану и засветло б выйти. Пришлось поднажать. Спуск с моей точки зрения экстремальный. Но судя по количеству ортодоксов и мусульманок внизу – только для меня. Да и вообще эти люди развенчали миф о трекинговой обуви и прочем снаряжении. Это доступно каждому – вот что я вам скажу. Все русло ручья было наполнено купающимися и смеющимися. Я так поняла что это был день Нептуна. Не отказала себе удовольствия снять сандалики и походить по ручью. А вот на пещерку из которой вытекал этот ручей времени уже не хватило – труба звала.

По пути группы ортодоксов пытались у меня что-то узнать. Слиха – не разумим. Ручей все время меняет свое русло и я едва не потерялась. Если б не русскоязычные двигавшие в мошав не показали брод – долго б крутилась в поисках.

Как-то так получилось что затесалась в толпу юных мусульманок. Одинаковая у всех униформа, возраст от восьми до шестнадцати. И вот я в бриджиках и футболке плетусь опираясь на палку и обливаясь потом, а девицы в своей форме скачут козами, смеясь и радуясь, полны жизни и энергии. Что-то со мной не так похоже. И никак не удавалось выбраться из этой растянутой толпы. Впереди показалась компания еврейских юношей – ровесников девиц. Коротко переговорив между собой, девчонки запели какую-то задорную песню. Парни запылали ушами, потупились и исподтишка поглядывая на мусульманок, бочком протиснулись по обочинке. Хм. А девочки распелись не на шутку, что-то сложное по голосам затеяли. Так мы и шли пока тропа не разтроилась. Я двинула в Монфор, а девицы наверх – к выходу. Я по той тропе в прошлом году шла. Ну как шла – ползла. А девчонки, приподняв подолы платьев, весело поскакали. Так вот какая она – старость…

Задумчиво тащилась вверх, чувствуя что силенок осталось на полчаса от силы. Очередная партейка ортодоксов пристала сколько им идти. Да вам парни тут быстро – ободрила я их. Спросили -  быстро это прогулочным шагом? Угу. Ваш прогулочный как мой бегом. Не поверили. Зря. С высоты крепости я видела как девицы-красавицы в своей голубой униформе цепочкой двигаются по горе. Шустрые какие.

Побродила по крепости, полюбовалась на окрестности и двинулась на выход. По той самой красной тропе, от которой я была в шоке год назад. На фоне нахалей – ничего особенного. Воистину – всё познается в сравнении. Я была похожа на муравья из мультика, который спешил в норку до заката. Вскарабкалась на вершину и тут силы меня покинули. Звучит пафосно, но все так и было. Хоть ночуй в этом парке!

До автобуса было пять километров. Эти километры дались тяжело, даже с палкой. Ноги плохо слушались и норовили подкоситься. Еле дошла. В тот день намотала 30км, не меньше. Автобус не замедлил с прибытием, в Нагарию уже вернулась затемно.

Кармель, Оранит.

Ну я ж обещала себе добраться до пещерки… надо ж выполнять… Доехала до Университета и с ностальгией устремилась вниз. Палка оказалась огромным подспорьем на пути вниз. По сравнению с прошлым годом дорога была сильно заезжена джипами. Вроде и по горе идешь, но нет романтики. Наконец добралась до русла нахаля, перед которым джипы спасовали и двинулась вверх к пещерке. Смутило что пру напрямки – тропка только в фантазиях MapsMe. Поэтому когда наткнулась на реальную тропку, которая шла куда-то вбок – пошла по ней не задумываясь. И правильно сделала. Это тропка привела меня на вершину кряжа, прямо на красную тропу, которая шла к пещере. Немножко страшновато было местами, но сбылась мечта – я в пещерке! Пещерка двухкамерная и двухуровневая. Интересная пещерка. Доверчиво пошла по красной тропе. Она ушла в лаз, куда мы с рюкзаком могли только по очереди пробраться. Выбрались грязные и пыльные. Опаньки! А дальше прыжок с двухметровой высоты. Из неприятного, что если спрыгнув покатится, то можно укатиться в обрыв. Помучалась в безуспешных попытках спуститься вниз и пришлось не солоно хлебавши ползти назад. Обидно однако.

До Тират-Кармеля тропка вела себя просто идеально. Потом уперлась в стройку и пришлось идти наугад. Приятный городок. Прогулялась и назад – в Хайфу, паковать вещички.

Круг замкнулся – те же и Бен-Гурион. Хорошо что в аэропорту есть весы – вроде прохожу. Ассортимент старый – чемодан на 23кг, негабарит с точки зрения аэрофлота на 10кг и махонький рюкзачок.

Все страшилки про Аэрофлот всплыли в моей памяти и стали воплощаться в жизнь. На приеме багажа считали как в школе – округляя до целого килограмма по правилу 0.5. Т.е. за перевес в полкило требовали доплату в 50 уе. Крики, писки, визги. Мой чемодан прошел как по маслу – 23кг ровно. Второй чемодан вызвал ожидаемый интерес и барышня заявила, что я не могу провезти два места ручной клади. Сунула под нос правила аэрофлота на английском. Сказала что ей пофиг эти правила, только одно место и чтоб перед посадкой положила рюкзачок в чемодан. Да это запросто.

И вот он – момент истины, перед посадкой всех гонят через рамку. Крики, писки, визги. Пока стояла в очереди поняла что шансов пролезть в рамку – немного. Вышла из очереди, натянула на себя кучку одежек, переложила шоколадки в рюкзак. Присмотрелась повнимательней и обнаружила что с краю на контроле мужчина преклонного возраста, который не шибко обращает внимание на кабинные чемоданы и гонит в рамку только совсем заборзевших. Повезло и мне. Внимательно осмотрев мою распухшую от одежды фигуру и чемоданчик, тяжело вздохнул и пропустил. Аллилуйа! Зайдя за угол быстро вернула все в исходное положение. Ну а прикол в том что самолет летел не забитый битком и свободных мест было навалом, в том числе и для чемоданов. Мой например летел один на полке. Ну и зачем эта суета вокруг чемоданов? На сотрудниках не было опознавательных знаков аэрофлота. Не иначе как происки Госдепа.

Вылет в результате задержали на час с гаком. Транзитники стали истерить и спрашивать как им жить дальше. Их успокаивали что как-нибудь все образуется. Транзитники не верили и требовали доказательств. Да… стрёмная штука – стыковочные рейсы. Приземлили нас в Шереметьево терминал С – ну вот теперь я во всех четырех побывала. Вышла и задохнулась – смог нехилый. Да и вообще. Полгода до следуюшего отпуска. Время пошло.

А на следующий день пришла моя страховая карточка компании Клалит и пожеланием вэлкам ту Израэль. Ну это мы запросто. Ждите.